Организационное собрание Координационного комитета мастер-плана города Омска
19 июля 2016
19 июля 2016 года в конференц-зале ИТП «Град» состоялось организационное собрание Координационного комитета мастер-плана города Омска.
Приглашенные участники обсудили проект концептуального мастер-плана города Омска, подтвердили необходимость создания коллегиального органа управления проектом и внесли предложения по формату совместной работы.

В первой части мероприятия, Анна Николаевна Береговских, генеральный директор ИТП «Град», во своем вступительном слове рассказала участникам собрания о подходе Института к проекту, подчеркнула важность совместной работы.

О концепции проекта и принципах разработки, которых придерживается в своей работе ИТП «Град» и о текущем состоянии проекта рассказал Роман Ковалев, руководитель проекта разработки мастер-плана.
Во второй части, участники высказали свое отношение к проекту и выразили заинтересованность в совместной работе. Так, архитектор Никита Петрович Шалмин сообщил о своем опасении: итогом работы не должен стать «документ» в худшем понимании этого слова, необходимо заниматься созданием образа будущего для города. Эту же мысль высказал профессор Сергей Владимирович Костарев, сделав акцент на необходимости разработки общегородского видения Омска.

Заместитель председателя правительства Омской области Владимир Борисович Компанейщиков подтвердил свою заинтересованность и готовность участвовать в совместной работе, привлекая все доступные ресурсы, отметив, что власть на данном этапе испытывает сложности с построением коммуникации внутри городского сообщества.

Важность экономического блока в проекте отметил генеральный директор «СТС-медиа» в Омске Владимир Гриценко, а Анна Косьяненко, экологический активист, обратила внимание на необходимость работы с городскими сообществами, которые составляют огромную организационную и интеллектуальную силу.
В целом, наряду с важностью стратегического планирования, участники отметили, что видят для себя результатом проекта набор просчитанных решений и механизмов, которые можно применять в работе органов местного самоуправления и законодательной власти.

В завершении собрания участники договорились об организации Координационного комитета и необходимости создания рабочих групп, внутри которых и будет идти непосредственная работа над проектом.
Принципы Координационного комитета:

Открытость
Публичность
Ответственность
Нацеленность на результат

Итоги обсуждения:

1. Решение о необходимости создания Координационного комитета мастер-плана города Омска с целью координирования и управления ходом разработки совместного общегородского проекта

2. Сформулированные задачи Координационного комитета и содержание мастер-плана, сведенные в таблицы: что должен и чего не должен содержать в себе мастер-план города Омска (таблица 1) и задачи Координационного комитета (таблица 2).

Участники, подтвердившие заинтересованность в работе в Координационном комитете:
Береговских Анна Николаевна
Генеральный директор ИТП «Град».

Рой Олег Михайлович
Профессор, заведующий кафедрой "Региональная экономика и управление территориями" ОмГУ им. Достоевского.

Рябоконь Юрий Антонович
Заведующий кафедрой "Организация и безопасность движения" СИБАДИ.

Стуканева Ирина Георгиевна
Главный архитектор ИТП «Град», член правления ООО «Союз архитекторов России».

Костарев Сергей Владимирович
Эколог, кандидат технических наук, доктор философских наук, председатель правления некоммерческого партнёрства «Экологический комитет», профессор Омского государственного университета путей сообщения.

Шалмин Никита Петрович
Архитектор, председатель омского областного отделения Всероссийского общества
охраны памятников истории и культуры, руководитель ООО «Генплан».

Гончаренко Александр Александрович
Начальник Управления инновационных проектов и коммерциализации технологий ОмГТУ (Политех).

Маевский Дмитрий Павлович
Ректор Омского университета дизайна и технологий.

Компанейщков Владимир Борисович
Заместитель председателя правительства Омской области.

Фадина Оксана Николаевна

Министр экономики Омской области.

Айтхожина Гульнар Сейтахметовна
Директор департамента городской экономической политики мэрии города Омска.

Федотов Юрий Николаевич
Депутат Омского городского совета, председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам, член комитетов по вопросам экономического развития и муниципальной собственности; по вопросам ЖКХ и транспорта; по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования.

Косьяненко Анна Александровна

Руководитель проекта «Куритиба в Сибири», экологический активист.

Шапорин Руслан Елисеевич

Актер и режиссер. Руководитель Омской Творческой Ассоциация- "ОГНЕННЫЙ ДРАКОН".

Семёнов Роман Сергеевич
Музыкальный продюсер, руководитель омского концертного агентства «МЕГАПОЛИС MUSIC».

Романовский Юрий
Городской активист, блогер.

Сорокин Алексей Петрович
Краевед, Руководитель Центра краеведческой информации библиотеки им. Пушкина.

Гриценко Владимир Сергеевич

Генеральный директор «СТС-медиа» в Омске. Организатор фестиваля социальной рекламы «Пора».

Шугаева Анастасия Викторовна

Главный редактор городского журнала «Класс».

Скуратов Виктор Евгеньевич

Бизнесмен, Создатель сети кофеен «Skuratov».

Деменский Сергей Юрьевич

Заместитель генерального директора МКР (Межгосударственная Корпорации Развития)
Расшифровка обсуждения проекта мастер-плана города Омска:

Компанейщиков Владимир Борисович

Вопрос считаю перезревшим, крайне важным и крайне актуальным.

Проблема у вас будет в этом случае очень небольшая, потому что вы мыслите этими категориями, создаете компетенции и сами подходы к айдентике города. Универсальный советский подход, когда всё сдадут, все отчитаются и радуются, здесь не получится.

Та проектная команда, которую вы собираете, действительно может сдвинуть с мертвой точки воз бессмысленности и бесперспективности Омска. И, будучи немного знаком с некоторыми гражданскими практиками, городскими проектами и нашими городскими активистами, понимаю, что ваша профессиональная экспертная роль очень ценна для города и может эту риторику перевести на другой уровень.

Абсолютно согласен, что попытка зайти в концепцию мастер-плана, это та история, которая может показать правильную методологию работы с общественным договором.

Мы вместе должны находить варианты не как держаться, а как развиваться. Ключевой актив нашей прибыли - это Омск. Если мы его не развиваем, то так и будем все время вспоминать нехорошие слова. Экспертные ресурсы у нас есть, нужен маркетинг и информационная поддержка, чтобы вовлекать людей, запускать пассионарность, которая в Омске отсутствует, в том объеме, котором хотелось бы.

Если мы найдем точки сборки, в том числе экспертного сообщества профессионалов и власти, в таких крайне важных, глобальных проблемах будущего города, это может стать переломным моментом.

Очень бы хотелось сформулировать простой экономический и политический манифест, чтобы все говорили "да, в таком городе я хочу жить".

Шалмин Никита Петрович

У меня странные ощущения и нет однозначного отношения. Мастер-план, генеральный план - не суть. И там и там можно работать. Проблема не только Омска, но и всего российского градостроительства в том, что за 25 лет только сейчас раздаются такие слова и начинаем разговор о картине будущего. Причем относительно страны и региона, а это нормативно-проектная деятельность узкого профессионального сообщества.

В советский период генеральные планы касались картины будущего, связанной с идеологией. Сейчас идеология не довлеет, ушла. Какие принципы? Какую картину делать? какие параметры? Непонятно.

Соответственно профессиональное сообщество, рисует только то, что заложено бюджетным форматом. На этом профессионалы останавливают, считая, что этого достаточно. Но это не картина будущего, это картина прошлого, потому что все, что порождено в таком состоянии, по сути дела интереса не имеет. Придут ли бюджетные деньги, не придут и будет ли это вообще реализовано.

Мастер-план, как таковой, рассматривает некую программу реализации чего-то. И когда у вас есть образ будущего и картина будущего, то вы можете выстраиваете различные политические схемы по ее реализации. А если ее у вас нет - мастер-плана не будет, будет просто набор какой-то информации.


И второе, слово и понятие «документ».

Документ - это набор информации, бумажек в больших объемах. Но если мы говорим о договоре, о со-действии, то это скорее некие правила взаимодействия, нормы, площадки. Тогда это уже не мастер-план города, а это нечто другое, определения которого у меня пока нет.

Если мы вообще начинаем работу, связанную с "хотел бы... сделать город Омск", мастер-план, не мастер-план, фломастер, что угодно. Мы просто обсуждаем проблему. Вот город Омск. Как его можно помыслить? Что с ним можно сделать как с объектом вообще? Это могла бы быть интересная тема, и главное в этой теме - система обсуждения. Как можно больше широких слоев и составов надо включать в эту вещь. А вот как подключить к обсуждению - это отдельный проект. Информационно-правовой базис и определенные правила общения. Понятно, не всем нужно высказываться по всем вопросам. Нужны какие-то границы, какие-то рамки. Где-то должна быть экспертная позиция, где-то официальная, где-то потребительская - это нужно разделять. Вот если такую площадку попытаться сделать, обозначить правила и запустить небольшую для начала, тогда может быть интересно.

Во всяком случае, мне бы не хотелось создавать документ, во-первых.

И второе, мы говорим не столько, пока, о реализации, а о картине будущего, если мы сейчас начнем что-то делать интенсивно и быстро, это значит мы не знаем, что нам делать, мы хватаем то, что у нас есть - это вчерашний день и толкаем его интенсивно и быстро вперед. И таким образом мы превращаем все в ...
Как раз не нужно делать интенсивно и что-то там, нужно сначала понять, что вообще делать надо, а тогда уже как делать.

Федотов Юрий Николаевич

Я немного диссонанс внесу в обсуждение. Несмотря на то, что я оптимист по жизни, я вообще пессимистично отношусь к нашей с вами затее. Потому что очень многих людей вполне устраивает процесс, они только декларируют о том, что нужен результат, обычно они участвуют в процессе. Если наша цель общение, то мы себя реализуем.

Я в этом плане человек меркантильный, я бы хотел получить конкретный результат, поэтому рассчитываю на то, что я участвую в процессе улучшения хорошего, а не улучшения плохого.

В процессе движения к идеалу может быть очень много идей и отсутствие практического воплощения. Я бы хотел, если возможно, попаразитировать на хороших идеях, извлечь меркантильный простой интерес и дать себе ответы на вопросы: как быть с готовым генпланом? Как поступать с финансирование вопросов, связанных с межеванием территории, проектами планировок и так далее? Что делать с тем добром, что уже накоплено, складировано и более того упорно воплощается, и воплощается там, где не надо и финансируется без проектов. Я хочу, чтобы мы перестали зря тратить деньги, и, хотя бы немножко, извлекли пользу из того, что уже нарисовано, изображено, запроектировано, разрешено строить в городе.

Потому что только большая воля и большая организационная воля может изменить ситуацию. Этих сильных ресурсов у нас с вами нет, если мы сможет их как-то инициировать, породить - отлично, но я бы хотел вот так скромно обозначить результат.

Спасибо, Анна Николаевна вам, что взваливаете на себя организационную роль она сама тяжелая. Превратить наши разговоры в конкретику, и эта конкретика будет иметь массу недостатков и критики, но по крайней мере она будет сформулирована и это очень хорошо.

И если будет возможность создать в городе такой проектный офис/отдел, который был бы на это нацелен и постарался те идеи, которые мы здесь высказываем реализовать, вплоть до того, что надо финансировать ставки в вашем институте для того, чтобы кто-то занимался этим.

Надо выделять организационную функцию, которая нам будет рассылать, надоедать, напоминать, собирать, формулировать, печатать, раздавать и т.д.

Важным результатом нашей деятельности я вижу популяризацию и опубличивание. Оно подтолкнет многих людей, которые сейчас не находят себя и у них в голове не укладывается какая-то целостная идея "Кто он? Зачем он здесь? Почему он здесь живет?" Она позволит ему определится, и, возможно, это будут те свежие дополнительные силы, которые захотят участвовать.

Если бы мы такой процесс подтолкнули, было бы идеально, но я не верю, что у нас это получится, но давайте попробуем. Мы все с вами в любом случае получим от этого удовлетворение как от процесса, а если еще и получим результат, то будет вообще идеально.

Но для меня очень простой практический результат, если мы с вами договоримся совместить прокопанные норы с трамваями и договоримся, что надо всех депутатов заставить голосовать за то, чтобы администрация делала проекты зимой, а летом делала дороги по проектам, с ливневкой, с бордюрами, как положено. Это будет больше достижение.

Береговских Анна Николаевна

Должен быть результат, и мы уже говорили, что все предложения по развитию мы всенепременно будет сопровождать экономическим и правовым обоснованием.

Даже в качестве примера: вырубают парки. Можем ходить с плакатами. И что? Я так раньше относилась к урбанистическим активностям. Чего ходят? Воздух сотрясают.

Но как деятельность, как инъекция в городское сообщество — это очень полезно.

И теперь, более тесно подружившись с этими движениями, мы понимаем, что это такая прививка, от которой человек становится гражданином, и это чрезвычайно важно.

Но, наряду с этим, нужны правовые механизмы. Для начала это раскладка категорий, структуризация соответствующих типологий в состав объектов местного значения, фиксация параметров и разрешения их деятельности. Потом механизм вовлечения сюда малого бизнеса и так далее. Обеспечиваем правовой и финансово-экономический аспект и парки начинают жить.

Ларенкова Ольга Владимировна

На территории Омской области это единственный город, который можно назвать городом. Каждый подходит и считает необходимым сделать свой вклад в развитие города. Получается на территории муниципального образования областные власти диктуют муниципальному образованию «как и что» вплоть до дорог.

Поскольку наш департамент занимается политикой экономического развития, она декларирована уже и ведется по стратегическому планированию. О том, чтобы разработать методику и практические инструкции таких планов нет и на уровне федерации подобные планы переносятся на 2017 год.

У нас стратегическим планированием занимается четыре человека. Одним из первых шагов необходимо увеличивать штат сотрудников.

Рябоконь Юрий Антонович

В обсуждаемом вопросе я дилетант, конечно, со своей стороны хотел бы сказать, что идея продуктивная. Во-первых, я вижу, что мы все озабочены идеей, что город должен быть для людей, и очень положительно все заражены таким желанием.

Второе, очень важно эффективное вовлечение гражданского общества в обсуждение.

Мне кажется, сейчас собрали людей, которые должны сформировать идеи и предложения, для этого нужно время, нужно осмыслить. Наверное, надо раздать нам домашнее задание и к следующей встрече мы сможем предоставить уже отредактированные осмысленные предложения.

И главное, сформулировать границы этой всей затеи, потому что бесконечное множество проблем в жизни города и предложений по их решению. Мне представляется, что главное направление обсуждения должно быть:

1) коммуникативность населения как гражданского общества

2) безопасность общества

3) отдых, удовлетворение человеческих естественных пожеланий

Выделить общегородской центр отдыха как в других городах, потому что Омск разобщен.

В общем, коммуникативность как в социальном, так и в физическом проявлении.

Косьяненко Анна Александровна

Спасибо, Юрию Антоновичу, что выделил основной принцип - коммуникативность.

Мне, как достаточно молодому человеку, мало что добавить. Единственное пожелание - активней вовлекать сообщества, потому что это как раз те институции, которые способны быстро работать, тут и социальные лифты, и активность и пассионарность реализуется на практике.

Вот здесь, например, не представлены сообщества молодых мам, активный союз ветеранов, а должен быть представлены все, обширный срез, и сообщества именно живые, которые реализуют и заполняют лакуны.

Есть проблема экологического образования. Его нет. Сообщество решает эту проблему теми методами, которыми может на местах. Значит у них достаточно пассионарности, чтобы болевые точки, как минимум, обозначить. И в Мастер-плане это можно отразить.

Сообщество появляется тогда, когда нужно решить проблему. И если сверху она не решается, она решается снизу таким способом. Поэтому с ними нужно работать. Они заинтересованы с решением проблем. Вопрос как их включить и какой формат работы в рабочих группах им предложить. Сообщества породили креативный бизнес в Омске.

Гриценко Владимир Сергеевич

Так или иначе все говорят о глубине этого проекта, насколько глубоко мы копнем.

У меня всегда есть модель устройства общества Маркса, она достаточно проста: есть базис и есть надстройка. Базис - это экономически взаимоотношения и производственные средства.

И вот главный вопрос к мастер-плану, я думаю, что мы должны все озадачится этим вопросом, будем ли мы делать предложения в области изменения этого базиса для города в первую очередь экономики. потому что все остальное, о чем мы говорим, это как раз та самая надстройка, даже дороги, даже бренд города, парки и т.д. Главная проблема в Омске, что у омичей очень большой диссонанс базис и надстройка. Мы продолжаем себя ощущать городом-миллионником, а экономика в нашем городе не тянет на миллионник.

Мы можем мастер-планом изменить две вещи. Сделать серьезное экономическое исследование. Включить в координационный комитет больше представителей бизнеса разного уровня. Тогда мы сделаем предложение более серьезное, более глубокое об изменении экономической составляющей.

Либо мы принимаем такую экономику какая сейчас есть и подстраиваем все остальные моменты, подстраиваем законодательство, рекомендацию по управлению, подстраиваем некие сообщества под ту экономику и тот базис, который у нас есть. Это тоже важно и это имеет место быть, чтобы примерить отношение омичей к тому, что сейчас есть.

Стуканева Ирина Георгиевна

Пока отношение то, о котором говорилось на правлении Союза архитекторов по отношению к мастер-плану. В общем с опаской, потому что тема генерального плана для сообщества планировщиков нашего города, она болезненная.

Поэтому мне кажется, что мы должны прежде всего рисовать некую картину будущего, некую утопию, но при этом не торопиться с выводами, а тщательно взвешивать все те слова, что будут выходить из стен института, все что будет публично рассматриваться. Очень аккуратно, обдуманно все это делать и не торопиться с проектами.

Первое, это анализ, признание проблем и выборка ценностей. И следует определить для себя срок, сколько над этим будем работать по времени. Не надо спешить, но установить ограничение по времени. И постоянная площадка мастер-плана для как можно большего учета общественного мнения и общественного выхода.

Первые выводы - работа в комитете, а затем уже выход в общественные организации. не все придут к нам, мы должны сами приходить к людям. Нужно донести до каждого жителя, что его готовы выслушать.

Маевский Дмитрий Павлович

Мастер-план - это круто. И я думаю, что все у нас получится, стоит только постараться, в этом проблем нет. У нас с горожанами проблема, в Омске нет горожан. Мы периодически на тех или иных мероприятиях встречаемся одним и тем же составом. За год попыток что-то сделать с ЦПУ столкнулся с тем, что узкий круг интеллектуалов встречается, обсуждает проблему, а там на улице с вилами стоят "а мы ничего и не знали". Поэтому образ будущего да, он нужен, но насколько есть подготовленный потребитель этого образа, участник этого процесса? И это нужно формировать это, насколько это наша с вами задача я не знаю. Проблема в том, что, если мы начинаем говорить об общественном договоре, об участии широких масс во всем этом, возникает проблема политики так или иначе.

Что должно быть: необходимо формировать запрос будущего, в форме документа или не неважно. Если пытаться играть в эту игру, что мы пытаемся делать полезную вещь, которая нужна, то нам необходим некий механизм взаимодействия с властью.

Костарев Сергей Владимирович

Я считаю, что работа возможна, если невозможна, то надо паковаться и уезжать.

Начинать нужно с видения, с той картины, которую мы хотим видеть. Сформулировать ее можно, для этого нужно, во-первых, осуществить коммуникационную процедуру. Привлекать тысячу активистов бесполезно.

Допустим у кого-то экономика интерес вызывает. Если экономику нужно развивать, необходим механизм вовлечения бизнеса в творческий процесс. Бизнесмены - люди, которые не любят творить для других, но они не отказываются, если их спросить о тех условиях, которые им нужны. И он скажет, что вот так и так. Мы с предпринимателями работали, они могут говорить сухо, коротко, по делу.

Координационный комитет должен быть компактным, если у нас есть представитель, которые знает сотни сообществ, пусть он будет и не надо нам тысячи людей собирать. Но параллельно создается группа, которая вовлекает эти сообщества, создается группа, которая обеспечивает связь с экономическим базисом, учебная группа для связи с университетами. Количество групп в идеальном варианте совпадает с количеством членов комитета. Получается устойчивая сетевая структура.

Необходимо выходить на релевантные различным группам интересов площадки.

Что касается продукта, меня бы устроила картинка.

Классическое видение включает 4 компонента:

1) визуальный образ, который должен быть ясным

2) красивое название для города "город для людей"

3) некий девиз "строим город вместе"

4) текстовая часть, любая по объему

Очень мне идея понравилась, что надо проводить встречи на крупных предприятиях организовывать. Не в формате рассказа, а в формате проектных сессий для формулирования технического задания на проектирование. Это повышает устойчивость нашей коммуникационной сети.