Комфортный дом
Многообразие жилья, хорошая экология, комфортная среда, удобный транспорт.
Строительство качественного и разнообразного жилья
Малоэтажное жилищное строительство – одно из приоритетных направлений развития города.
Квартальная застройка с максимальным размером квартала в 5 гектар позволит создать комфортную, соразмерную человеку городскую среду.
Четырех-пятиэтажная застройка со встроенными, встроенно-пристроенными учреждениями и организациями обслуживания и единой системой общественных пространств для нескольких кварталов позволит эффективнее
использовать городское пространство.
Оптимальная плотность для таких кварталов – от двух до трех тысяч кв. м общей площади жилья на один гектар.
Что нужно делать?
Эффективно использовать территории жилой застройки
Повысить процент застройки участков при новом строительстве.
Плюсы высокого процента застройки жилых кварталов: компактность городского пространства и отсутствие проблем, связанных с обслуживанием слишком больших придомовых территории. Кроме того, за счет высокого процента застройки участка, сохраняется возможность строить малоэтажные дома, соразмерные человеку, обеспечивая сравнимую с высокоэтажным строительством плотность. Квартальная высокоплотная блокированная застройка переменной этажности – от низкой до средней – обеспечит высокий процент за- стройки участка и сохранит соразмерность пространства человеку.
Насыщать жилые кварталы различными функциями
Применять многофункциональное зонирование.
Многофункциональная территория создает возможности для интенсивных коммуникаций и социальной интеграции. Жилые кварталы в соседстве
с административными и офисными зданиями, объектами социальной инфраструктуры, общественными пространствами – шаг к формированию комфортной безопасной и среды. Задействование первых этажей жилых зданий для размещения пред- приятий, услуг, торговли и офисов приведет
к росту локальной экономики, повышению безопасности и качества городской среды. Многофункциональное землепользование способствует повышению социальной активности в жилом районе, не позволяя территории превращаться в «гетто». Насыщение кварталов функция- ми создает основу для создания транспортных связей, повышает доступность территорий города для жителей.
Предоставлять большой выбор качественного жилья
Повышать разнообразие жилой застройки.
У современных горожан разное представление о комфортном жилье: частный дом, квартира в таунхаусе, жилом комплексе или многоэтажном доме. У Омска есть возможности для предоставления всех типов жилья. Грамотные планировочные решения, качественные правила землепользования и застройки позволят пере- йти от некомфортной микрорайонной застройки к разнообразным кварта- лам. Квартал может вмещать средне- и малоэтажные дома, таун- хаусы и высотные акценты; элитное и бюджетное жилье. При этом качество жилья долж- но соответствовать стандартам, нормам и потребностям жителей: наличие инфраструктуры, безопасный двор, высокое качество благоустройства и озеленения, качественные тротуары и дорожные покрытия, современные малые архитектурные формы, места для хранения велосипедов и колясок на пер- вом этаже.
Прекратить дискриминацию жителей «частного сектора» в центре города
Возвращение жителям индивидуальных домов прав управления собственностью.
Обеспечение этих территорий инженерной и социальной инфраструктурой. Решениями действующего генерального плана индивидуальная жилая застройка в центре города переведена в многоэтажную. Практика показывает, что реального изменения застройки не происходит и долгое время жители «частного сектора» не только ущемлены в правах – не могут ремонтировать и реконструировать дом, испытывают трудности с продажей – но и лишены базовой инфраструктуры: в домах нет газа и воды, улицы не благоустроены, нет общественного транспорта. Все это приводит к деградации и маргинализации лучших территорий города. Прекращение политики дискриминации жителей «частного сектора», обеспечение инженерной и соци- альной инфраструктурой, позволит запустить преобразование цен- тральных территорий города и пре- вращение их в наиболее комфортные для жизни районы.
Улучшение качества воздуха и восстановление экологии рек
Этилмеркаптан, диоксид серы, аммиак, хлороводород – это далеко не весь список элементов, которыми регулярно дышат омичи.
Что нужно делать?
Контролировать выбросы
Инвентаризировать расположенные в городе предприятия, осуществляющие выбросы в атмосферу.
Организовать мониторинг состояния атмосферного воздуха на территориях крупных предприятий загрязнителей. Осуществлять постоянный контроль
за выбросами крупных предприятий и установить постоянное взаимодействие
с промышленными предприятиями города, как с основными источниками негативного воздействия на качество атмосфер- ного воздуха и окружающей среды. Утвердить проекты санитарно-защитных зон и внести сведений
о границах санитарно-защитных зон в ЕГРН.
Загрязнение атмосферного воздуха – основная экологическая проблема города Омска. Все чаще жители сталкиваются с учащающимися случаями выбросов химических отходов предприятий в атмосферу.
Повышать качество воздуха вдоль городских улиц
Усиливать конкурентность общественного транспорта, повышать стоимость владения личным автотранспортом, способствовать развитию альтернативных видов транспорта, в том числе вело и электротранспорта.
Углекислый газ – основной элемент, загрязняющей воздух в крупных городах.
К улучшению воздуха приведет сокращение количества бензинового автотранспорта в жилой застройке и защитное озеленение городских улиц.
Модернизировать канализационные очистные сооружения
Строительство ливневой канализации на городских улицах с очистными сооружениями поверхностных стоков.
Экологическое состояние Иртыша, Оми и малых рек на территории Омска играют важнейшую роль
в сохранении благоприятной окружающей среды.
Один из основных источников загрязнения рек сегодня – неочищенные сточные воды.
Инвентаризировать предприятия сбрасывающие отходы производства в реки
Промышленные предприятия используют реки для сброса отходов производств и необходима инвентаризация таких предприятий, расположенных
в непосредственной близости от водотоков и водоемов
и контроль за сбросом производственных стоков промышленных предприятий.
Модернизировать и благоустраивать набережные
Модернизация существующих и строительство новых набережных, оборудованных системой сбора и очистки поверхностных стоков, набережных на всем протяжении рек Иртыш и Омь, позволит снизить негативное антропогенное воздействие
и усилить рекреационные качества рек.
Также необходима расчистка захламленных участков и ликвидация свалок мусора на территории водоохранных зон и прибрежных полос рек Иртыш и Омь и благоустройство и озеленение территорий водоохранных зон и прибрежных полос рек Иртыш и Омь.
Совершенствование системы управления
отходами
По оценке РЭК Омской области, каждый житель многоквартирного дома в Омске производит в сутки килограмм мусора. Ежегодно в городе образуется порядка пяти миллионов тонн отходов производства и потребления.
Необходимо уменьшить количество отходов, которые производит город и создать современную и эффективную инфраструктуру переработки и вторичного использования мусора.
Обеспечение долгосрочного, экономичного и бесконфликтного функционирования такой инфраструктуры должно сопровождаться грамотным управлением: установкой санитарно-защитных зон, обеспечением необходимой инфраструктурой.
Что нужно делать?
Сортировать мусор
Создание пунктов сортировки отходов. Установка баков для раздельного сбора мусора.
Информирование жителей о пользе, в том числе экономической, раздельного сбора мусора позволит стимулировать горожан сортировать отходы.
Понимание того, что мусор не исчезает в мусорном контейнере,
а проделывает долгий путь и в конечном счете оказывается зарытым в землю, отравляя почву и воду, подтолкнет жителей активнее помогать справляться с проблемой утилизации отходов.
Работа по информированию будет долгой, но ее необходимо начинать.
Перерабатывать мусор
Снижать зависимость от полигонов.
Строительство мусороперерабатывающих заводов, которые радикально снизят захоронения отходов. Речь идет именно о переработке мусора и максимальном вторичном использовании отходов.
Такие заводы не наносят вред окружающей среде, при грамотном управлении приносят прибыль.
Бороться с нелегальными свалками
Выбрасывать мусор в неположенном месте недопустимо.
Развитие городских улиц
Улицы – это основа социальной и экономической активности в городе,
главное общественное пространство. Улицы связывают жилые кварталы
и районы города, обеспечивают коммуникацию, торговлю, отдых.
активность на улицах – главный фактор городской жизни.
Что нужно делать?
Проектировать улицы как общественные пространства
Отдать приоритет на улицах пешеходам.
Улицы необходимы не только для перемещения транспорта, но и играют большую роль в общественной жизни города и должны быть спроектированы как общественные пространства. Удобные для пешеходов улицы активизируют локальную экономику.
Пример Любинского проспекта демонстрирует, что повышение качества благоустройства улицы ведет к насыщению пространства жизнью: магазинами, кафе, барами и ресторанами.
Проектировать безопасные улицы
При проектировании улиц заботиться о безопасности всех участников дорожного движения, в особенности пешеходов и велосипедистов.
Размещать освещаемые регулируемые наземные пешеходные переходы, оборудовать островки безопасности; искусственно снижать скорость потока автомобилей, с помощью поднятия уровня пешеходных переходов
и перекрестков, сужения проезжей части, увеличения радиуса поворота
на перекрестках, размещения шикан, антикарманов и парклетов.
Улучшать экологию и смягчать климат
Озеленять городское пространство.
Озелененные улицы снижают антропогенное воздействие на окружающую среду: снижают загазованность, защищают от пыли и избытка воды.
Деревья создают тень, повышают влажность и снижают температуру летом.
Все это напрямую влияет на здоровье человека и грамотное проектирование способно улучшить ситуацию.
Использовать тактику быстрых побед
Использование временных конструкций и недорогих материалов позволяет проводить реконструкцию улиц поэтапно, фиксируя положительные эффекты
и заручаясь поддержкой общества.
Временные конструкции, подтвердившие эффективность принятого решения, заменяются постоянными материалами.
Создание системы общественных
пространств

Общественные пространства играют огромную роль в жизни города
и горожан. Именно эти зоны в первую очередь формируют городскую среду, её привлекательность для людей и бизнеса. Создав нормальные условия, горожане потянутся на улицу, что с одной стороны, хорошо скажется
на их здоровье, а с другой стороны, это обезопасит город, так как лучшая защита – многолюдность. Также, большой поток людей – идеальные условия для бизнеса, так что инвестирование в пешеходную инфраструктуру это
не только социальные траты, но и хорошее вложение в экономику города.
Что нужно делать?
Вернуть реки городу
Развивать существующие набережные и строить новые, создавая пешеходные прогулочные пространства и формируя речной фасад Омска.
Набережные Оми и Иртыша, прилегающие скверы, площади, сами реки
и пляжи – главное общественное пространство Омска. Реки формируют вдоль себя прогулочный и рекреационный каркас центра города.
Вдоль них организованы протяженные набережные, расположены обширные по площади парки – парк Победы, «Птичья гавань», прогулочные маршруты для гостей и жителей города.
Ни в одном из сибирских городов нет такого сочетания ландшафтов рек, пляжей, причалов.
Развивать городские подцентры
Создавать локальные общественные подцентры, организовывать скверы
и парки в жилых районах.

Большинство районов Омска не имеют качественных общественных пространств. Жители этих районов лишены права на комфортную городскую среду и вынуждены ехать в центр города для прогулок, отдыха с семьей.
Создать единую систему общественных пространств
Связать городские общественные пространства сетью бульваров, пешеходных улиц, мостов и других линейных объектов, в единую систему.
Это позволит оздоровить городскую среду, сделать ее безопаснее и развить пешеходное и велосипедное движение.
Сохранять и развивать существующие общественные пространства
Сохранить действующие парки, скверы и бульвары в сложившихся границах.
Для этого необходимо ужесточить регламенты использования этих территории, прежде всего чтобы защитить от жилой и какой-либо другой застройки.
Поддерживать индивидуальность города
Подчеркивать уникальность Омска, использовать ландшафт, перепады высот, культурные и исторические особенности при проектировании общественных пространств.
Локальные герои, события, художественные, архитектурные и природные особенности – основа самобытности городской среды.
Модернизация транспортной системы
Транспортные сети связывают людей с рабочими местами и городскими
услугами, делают город удобным и доступным. Транспортная инфраструктура существенно влияет на то, как развивается город.
В современном городе основную коммуникационную функцию выполняет
общественный транспорт. Именно его необходимо развивать в первую
очередь.

Что нужно делать?
Модернизировать существующую систему общественного транспорта
Существующая система общественного транспорта в Омске не эффективна,
не обеспечивает необходимый уровень комфорта и надежности: автобусы
и троллейбусы ходят не по расписанию, неэффективные и опасные маршрутки создают хаос на дорогах.
Омичам нужна новая система общественного транспорта, которая обеспечит возможность быстрого, надежного и комфортного перемещения по всему городу.
В соответствии с мастер-планом, Омск будет развиваться как полицентричный город и необходимые городские услуги жители смогут получить в пешеходной доступности от своего дома. Однако это не значит, что перемещение между городскими районами может быть затруднено. Напротив, районы такого города должны быть крепко связаны надежным транспортом.
Отдать приоритет общественному транспорту
Сделать автобус, трамвай и тролейбус самым удобным средством передвижения по городу на дальние расстояния.
Повышение конкурентности общественного транспорта кроме повышения качества коммуникационной функции города влечет за собой уменьшение пробок, снижение загазованности, ликвидацию проблем с парковками, улучшение здоровья граждан.
Удобный, комфортный и быстрый общественный транспорт выиграет конкуренцию у личного автомобиля, и омичи станут с удовольствием выбирать автобус или трамвай для ежедневных поездок вместо личного автомобиля.
Ввести спецификацию общественного транспорта
Перестроить структуру общественного транспорта, разделив его на два уровня: общегородской и локальный.
• Общегородской общественный транспорт
Связывает городские районы, позволяя жителям быстро и комфортно перемещаться по всему городу. Сформировать систему общегородского общественного транспорта может система внеуличного, например, легкого рельсового транспорта (скоростной трамвай).
Выполняя схожую с метрополитеном функцию, ЛРТ более экономичен, экологичен. Для его строительства можно использовать существующие трамвайные пути, модернизировав их. Для надежной коммуникации полицентричного города необходимы и альтернативные связи, которые могут быть обеспечены за счет автобусного движения по выделенным линиям
на магистральных улицах.
• Локальный общественный транспорт
Связывает территории внутри городского района, обеспечивает транзит от жилых районов к обще- ственным подцентрам и доступ к линиям общегородского транспорта. Такие маршруты должны иметь более разветвленную сеть и не повторять общегородские линии. Подвижной состав должен формироваться из автобусов и троллейбусов.
Средняя продолжительность поездки не должна составлять больше 10 минут.
За счет создания капиллярной сетки локальных маршрутов каждый житель Омска получит доступ к высококачественному общественному транспорту, сможет эффектив- нее планировать свои поездки и экономить время.
Оптимизация нерабочей миграции внутри
городских районов

Полицентричная модель города предполагает сокращение маятниковой
миграции.
При сохранении полной доступности всех районов города, полноценный
набор городских услуг люди могут получить в районе своего проживания.

Что нужно делать?
Создавать комфортную пешеходоориентированную среду
Отдать пешеходам приоритет на улицах внутри жилой застройки. Развивать сеть пешеходных маршрутов, расширяя и продлевая их.
Безопасные, логичные, комфортные и непрерывные пешеходные связи стимулируют жителей передвигаться пешком. Эти связи обеспечит высококачественная пешеходная инфраструктура: тротуары, наземные пешеходные переходы, дорожки, лавочки, освещение. При этом инфраструктура должна быть доступна маломобильных группам: мамам
с колясками, инвалидам, пожилым людям, временно обездвиженным
и травмированным горожанам. Учитывая доступность городских услуг, пешие прогулки должны стать самым популярным способом передвижения внутри городского района. Это позволит не только снизить нагрузку на общественный транспорт, но и повысить социальную активность на улицах, безопасность, благотворно повлиять на здоровье горожан.
Создавать сети районных велодорожек
Связать велоинфраструктурой жилые кварталы и городской подцентр.
Велосипед все увереннее становится самостоятельным видом транспорта в Омске. Однако на пути его развития существуют проблемы, которые предстоит решить. В первую очередь, это недостаток велоинфраструктуры. Грамотное планирование позволит избежать наложения веломаршрутов на пешеходные, обеспечит безопасность на улицах, снизит количество конфликтов.
Общегородская сеть веломаршрутов поможет связать районы города, уси- лит доступность рабочих мест и территорий отдыха, а также повысит привлекательность велосипеда как здорового и интересного вида транспорта. Внутри городского района, учитывая минимальные расстояния, велосипед может стать главным видом транспорта. Оснащение велоинфраструктурой – парковками, местами длительного хранения, минисервисами – основных социальных объектов, офисных и торговых центров, объектов транспортной инфраструктуры ускорит этот процесс.