Наталия Красноярова, философ
Город в контексте некоторых философских идей

Философ П. Флоренский замечал, что в одних культурах доминирует вертикальный принцип организация пространства, а в других — горизонтальный, которые связаны напрямую с видом деятельности в том или ином ландшафте. В Омске доминирует горизонталь, представленная как левый и правый берега Иртыша, которые в единстве образуют город. Омску не хватает значимости (миссии) мостов как связи левой и правой береговых частей в единое городское целое. Мосты Омска — слишком «рабочие сооружения», в которых не запланировано, увы, обретение городского пейзажа.

В степном городе чуть более высокому зданию легко быть заметным. Задача перед градостроителями — предложить городу такую «высоту» (отдельные здания), которая духовно была бы оправдана как доминирующая в пространстве точка. В Омске «высокие» здания чаще случайны: у них нет прав на возвышенные смыслы. Нужна практика оправдания высотных точек на стадии проектирования. В противном случае такие здания будут только раздражать как «архитектурные самозванцы».

В современном философском дискурсе есть концепт ризомы (фр. rhizome — корневище), выражающий нелинейный способ организации пространства. Моделью ризомы может служить мох, заполняющий пространство не вширь и не вглубь, а «криволинейно». Тренд в современном градостроительстве — город, доверившийся природе. По принципу ризомы прокладываются пешеходные зоны, организуются как бы случайные островки или неожиданно возникающие зоны отдыха и т.д.

Когда-то китайцы-даосы сформулировали идею пустоты как особой ценности. Город интересен не только теми зданиями, которые в нем есть, сколько пустотой между ними (улицами): человек движется по улице как пустому, т.е. воздушному пространству, обретая в нем свободу. Город — это свобода передвижения и заполненность движения впечатлениями. Степной ландшафт навязывает Омску длинные прямые улицы с монотонной эстетикой движения. Разнообразие на улицах — это приглашение к пешим прогулкам, к обретению в городе «любимых уголков» и т.д. Кварталы, в таком случае, должны быть короткими, чтобы у человека как можно чаще была свобода выбора по изменению направления движения. Интересные улицы делают интересным город.