Людмила Нефедова, философ
Омск – тихий город

Омск получил своё имя от названия реки Омь, переводе с языка барабинских татар означает – тихая.

Омск – негромкий, смирный, кроткий, слабый, скромный, спокойный, ровный, безмятежный. Таков он в стихах и песнях омских поэтов и композиторов. В то же время Омск в ряду губернских российских городов имеет явные отличия-преимущества в массиве российского культурного планктона, ибо не каждый губернский город имеет симфонический и камерный оркестры, музыкальный и драматические театры, большое количество образовательных учреждений.

Тихость и скромность скрывают состояние пространственно-временной граничности Омска, тайну опредмечивания культуры, воплощение замыслов.

Пространство Омска связано с именами Достоевского, М.Врубеля, коснувшимся Омска, Ермака, Ч.Валиханова; с корпусом белочехов (винклеровский ангел), техническими и художественными выставками, золотыми масками. Омск щедро расстилает перед российской культурой своё пространство, отмеряет время, благодарный гениям, чья жизнь невольно соприкоснулась с ним. А гении, возможно, и не состоялись бы, останься они в Петербурге, как например, Д.В. Григорович, замечательный русский писатель, мастер, но не гений первого ряда, как Ф.М. Достоевский. Золотые маски также не есть результат исключительно авангардистской режиссуры, формирующей востребованный временем «продукт», за ними традиция театральной культуры, оттачивания мастерства здесь, дома, в Омске.

Метафора местного значения: «Омск – пространство Достоевского» нуждается в рефлексии. Омск «не отсасывает крылья», как сетовал А.П. Чехов на среднерусское провинциальное пространство, не умеряет частоту духовных колебаний, приводя духовный поиск к курьёзу, как это изображал Н.С.Лесков, а, напротив, наращивает крылья и опредмечивает духовные искания, делая их культурно значимыми.

Омск – периферия. Как правило, центр поглощает идеи и их носителей и безжалостно выбрасывает отработанный материал. Периферия – место тихое, уютное, поддерживающее витальный тонус, как идей, так и их носителей. Омск позволяет делать дело, опредмечивает культуру без искажающих вибраций центра, даёт вызреть, состояться, превращает потенцию в действительность.

Губернские города средней России и исторически, и онтологически пребывают в корреляте неравновесной оппозиции со столицами, которые берут у них силы, пополняют свой потенциал за счёт ближних территорий. Сибирские города – вынужденные чем-то поступиться в пользу центров, остаются духовно самостоятельными и самодостаточными.

Омск – тихое место для творчества с высоким духовным потенциалом. Духовное отношение к месту эстетическое освоение пространства, нашедшее отражение в изобразительном искусстве – пейзажной живописи, имеет в Омске свои традиции. От династии Беловых до совсем юных художников настоящего времени омский пейзаж стремится не просто к эмоциональной выразительности, но к выявлению потенций взыскующего духа. Таким образом, в искусстве Омска опредмечивается не просто знание места, но его духовный потенциал, а, следовательно, ценность места.

В Омске – давняя и сильная краеведческая традиция, реализуемая в работе музеев и библиотек, которые хранят знание культуры места. А знание – не только сила, но и ценность.

Как и любой губернский город – крепость ли, или завод Омск предъявляет себя через архетипическую символику, которая представлена как способ схематического опредмечивания пространства и времени в концептах краеведческих музеев (Волгоград, Астрахань, Барнаул, Чебоксары, Переславль Полесский). Везде геологические разрезы, географические и исторические карты региона; история культуры, её эволюция, достижения во всех сферах социального бытия, имена, которыми регион гордится: способ складывания и сохранения культуры – архетипический. Только вот результаты – разные.
Поскольку, как уже было отмечено, разный потенциал у самого места, на котором собирается знание. А ведь это знание, будучи универсальным, соотносится, прежде всего, с самим местом. Поэтому выработанное и сохранённое, оно предполагает ценностное отношение. А сохранённые ценности позволяют проектировать, воплощать, реализовывать. Эта триада: знание, ценность, проект – наиболее оптимально может работать и становиться механизмом эволюции культуры в тихом городе. В таком, как Омск.