Андрей Бухтияров, проектировщик
У нас свой путь развития или нет?

Что такое Омск Сегодня?

1. Любое пространство, входящее в твою сферу влияний и интересов, становится частично твоим домом. Но большинство жителей нашего города это понятие ограничивают дверью своей квартиры. Ну максимум подъездом и куском земли перед окнами, если живешь на первом этаже. Соседи 5-ти этажных домов чаще знают друг друга, чем соседи 9-16 этажных. Изоляция от всего мира дверью своей квартиры, не вникание в общественную работу. Ограничение интересов дом-работа, дом-школа, дом-институт. Психологически совместное проживание в многоэтажных домах к этому и подталкивает. Это доказано было в середине прошлого века. Не нами, кстати.

2. Ты выходишь из подъезда и тебе нужно максимум за 40 минут добраться до места назначения. Если это время больше, то система неэффективна. Транспортная доступность включает в себя не только доступность общественного и авто транспорта, но и пешую и вело доступность. Наши современные нормы не содержат понятия трафик, пересечение трафиков, линии желания... Пешеходные дорожки проектируются не там, где надо, происходит перекос в балансе потоков, происходят заторы, перегружен общественный транспорт, ремонт дорог путем уширения только ухудшает ситуацию и т.п. Наши современные нормы нельзя назвать современными.
Всё это пройденный этап, сломано куча копий, съедена гора собак, пересказано и переслушано миллиард фраз на миллионах конференций, выпущены тонны методичек и норм как правильно запроектировать пешеходный переход, велодорожку и сколько полос оптимально для конкретной дороги. Но не нами, кстати.

3. Часто бывает так, что выезжая из центра домой по пути не встречаешь нужный магазин, а в своём районе всё уже закрылось. Первые этажи многоэтажек не содержат ни соцкультбыт, ни магазинов, ни спортзалов. Интеграция розничной торговли различных масштабов нарушена.
Крупные супермаркеты втыкаются в спальные районы, используются городские второстепенные (дворовые) улицы не предназначенные для этого ни по ширине, ни по грузоподъемности. Но всё это пройденный этап. Не нами, кстати.

4. Как пешеход я сам нарушаю культуру хождения по тротуарам, пересекая газоны в протоптанных местах. Как автомобилист я нарушаю культуру остановки, останавливаясь на грязных обочинах и разнося грязь по городу.
Не поверите, но современные отечественные нормы содержат проектирование не оборудованных обочин, складирование на них снега и уменьшение проезжей части (п. 5.4.9, табл. 5.4.6 ОДМ 218.4.005-2010). Мелкодисперсная пыль разносится по городу, ухудшая экологию. С чем это связано мы все давно знаем. Но борются с этим не мы и не у нас, кстати.

5. Оправдание за низкое финансирование дорожной отрасли - это разруха в головах чиновников. Ошибочность экономических понятий и ущербность в принятии решений по ремонту дорог без проектирования и ремонта ливневой канализации - деньги в трубу.
При минимальных затратах на очистку и восстановление ливневой канализации можно добиться уменьшения периодичного ремонта улиц. Проектирование и строительство новых микрорайонов обречено на затопление, так как отсутствуют подключения к городским сетям ливневой канализации. Такое не возможно допустить в европейских городах, кстати.

6. Уже набило оскомину выражение "устойчивое развитие" «sustainable development» которое пытаются вляпать в любое место где только возможно при этом теряя смысл. Содействует этому реклама и пропаганда. И наши "современные" нормы, кстати. Если всё устойчиво, то не устойчиво ничего. Такого рода произвольность стирает смысл этого понятия.

Понятие устойчивого развития nachhalten впервые введено Гансом Карл фон Карловицем более 300 лет назад. В 1713г. вышел его труд «Sylvicultura oeconomica – Руководство по разведению диких деревьев», где он ставил вопрос как организовать достаточный, бережный и устойчивый кругооборот ресурсов с природой? Отвечая на этот вопрос, он глубоко залезает в экономику, психологию, социологию и др. сферы отношения человека с обществом и природой.

Получить максимальный эффект из минимального количества ресурсов – вот цель экономики и управления, менеджмента ресурсов. В первых десятилетиях XVIII века «Sylvicultura oeconomica» была обязательным учебным пособием на территории немецких государств и за их пределами и на протяжении 3х столетий это понятие культивируется и развивается в Европе. Основной принцип устойчивого развития по Карловицу «хранить что-либо и управлять этим предметом(в широком смысле слова) в интересах другого лица с расчётом на будущее». Но у нас свой путь развития. Или нет?

Мастерплан - это в первую очередь чертеж. Это аналог генплана. Мasterplan так и переводится с франко, немецко, английского - генеральный план. Если браться проектировать европейский masterplan, то нужно и использовать европейские нормативы. С "современными" отечественными нормами мы получим только генплан. Обозначив всего эти 6 проблем, надо ответить себе на следующие вопросы:

1. Какой мы город хотим получить - Европейский или Азиатский? Второй Омск или Мюнхен?

2. Каким образом, обойдя федеральные нормы, принять на вооружение передовые европейские стандарты?

3. Как заставить чиновников и жителей города начать думать на перспективу с учетом пользования городом последующими поколениями?


В течении нескольких лет вполне возможно ввести четкую иерархию улиц, ограничить скорость, дороги расширить и сузить там где надо, ввести "зону 30", протрассировать пешеходные и велодорожки с нормальными пересечениями, остановить точечные застройки, убрать рекламу с улиц, ввести правила застройки кварталов, отремонтировать и ввести строгие правила содержания ливневой канализации, отбалансировать общественный транспорт, заложить первые километры скоростного трамвая. Надо проходить этот путь с теми, кто истоптал этой дорогой не одну пару ботинок.
Дайте почитать это сочинение своим друзьям:
comments powered by HyperComments
© 2016 ООО «ИТП «Град»
www.itpgrad.ru | grad@itpgrad.ru