Александр Пономарев, менеджер государственного и муниципального управления, методолог, дизайнер
Деятельностный подход

Преамбула


Сегодня требуется разрабатывать и реализовывать не стандартные, управленческие решения, внедрять инновационный подход в управлении, тем самым создавать возможность выхода региону из депрессивного состояния, «прорыва» его на передовые позиции в стране. Но, к сожалению, по факту, господствует «старая колея» руководства, которая привела и «доводит», сегодня Омскую область на грань банкротства. И главное, в бесперспективность.

Пока не вдаваясь в подробности изложим только краткие тезисы основ предложения.

1. Стратегическое представление

Тезис первый. Не только развитие, но даже стабильное функционирование региона/города невозможно без «железобетонной, регионально-муниципальной Стратегии. Создание такой стратегии невозможно без «вписывания» в государственную Стратегию РФ. Но в управлении регионом/городом даже близко к такому пониманию не подошли. Хотя совсем недавно, в Правительстве признали, что надо «пересматривать» существующую Стратегию хотя, как можно пересматривать то, чего не было!?

Тезис второй. Для создания регионально-муниципальной Стратегии необходимо новые представления, новые региональные и муниципальные ценности, культурные, экономические, политические, национальные и деятельностные приоритеты.

Тезис третий. В качестве рабочей гипотезы могла бы выступить, «Стратегия региона/города должна базироваться на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике». Но это требует уточнения и деятельностного обсуждения.

Тезис четвертый. Это означает, что в первую очередь необходимо полнее выявить те слои общества, которые способны реализовать потенциал воспроизводства жизненного цикла региона/города и его инновационного развития. В приложении к Омску это означает, в первую очередь, создание ресурсной базы воспроизводства жизненного цикла региона/города и инноватики. И главным, системообразующим должен быть социокультурный ресурс«Культурный потенциал региона/города Омской области». Это позволит соорганизовать и рационально использовать организационные, правовые и финансовые ресурсы для достижения результатов в деле управления регионом/городом.

Естественно, «все это диктует необходимость новой экономической модели роста, формирующей «экономику предложения», как «жизненной» базы.

Тезис пятый. «Переход от «экономики спроса» к «экономике предложения» невозможен без роста деловой активности и внутренней конкуренции...» поэтому для региона необходимо срочно разработать Стратегию пространственного развития региона/города, направленную, в первую очередь, воспроизводство делового климата.

2. Новый подход в управлении регионом

Тезис шестой. В стране идет даже не конкуренция, жесткая борьба между регионами, городами за выживание и ресурсы. Поэтому возникает резкая необходимость пересмотра представлений о «современном управлении» сложными социальными образованиями типа регион, город. Какое место в этом ряду занимает и займет в ближайшие годы Омская область, это ключевой вопрос не только и не столько «руководителей» региона или города, сколько всего сообщества региона.

Тезис седьмой. Ответ на этот вопрос лежит в плоскости внедрения новой парадигмы управления. А именно, Деятельностного подхода и соответствующего системно-мыследеятельностного, управленческого инструментария. Не вдаваясь в подробности (не время и не место), могу Вас заверить, а при возможности и доказать, эффективной альтернативы в современной российской практике этому подходу просто нет.

3. Проектное предложение

Тезис восьмой. Для реализации данного подхода предлагается создать, альтернативу существующему «Агентству развития и инвестиций Омской области». Такой альтернативой предлагается создать «Центр системной аналитики и стратегического планирования»,

Предлагаемый Центр не будет является формальной «подменой», существующего «Агентства развития и инвестиций Омской области», а будет выступая инновационным элементом реализуемого деятельностного подхода, нацелен на создание Стратегии управления регионом/городом.

Главная и основная функция создаваемого Центра – обеспечить Правительство Омской области, Администрацию города Омска объективной и предельно обоснованной системной аналитикой, прогнозными сценариями и проектными предложениями, необходимыми для обоснования стратегических решений в управлении жизнью региона. К этому можно добавить, что разработанные материалы могут служить, в частности, техническим заданием для создания «Мастер-плана» и градостроительной документации. А также выступят механизмом для деятельностной кооперации и коммуникации всех уровней органов власти, профессиональных сообществ, предпринимательских структур и активного населения региона/города.

Тезис девятый. Из этого вытекает Стратегическая макроцель управления регионом/городом:

Интегрировать воспроизводство и развитие жизненного цикла региона в общероссийские и мировые деятельностные и социокультурные процессы

Поставленная Стратегическая макроцель и ее подцели будут предопределять и тип выбираемой Стратегии. Можно выделить следующие типы Стратегий, основанные на текущем и предполагаемом состоянии региона:

1. Стратегии развития;

2. Стратегия функционирования;

3. «Спасательная» (антикризисная) Стратегия;

4. Мобилизационная Стратегия.

Заключение

Все выше изложенное о новой деятельностной парадигме управления сложными социальными объектами не пустые слова, это не «узколобая упертость в свое доморощенное уникальное изобретение», это и не «наукообразное умствование», это и не «абстрактная» философия. Это объективная, рационально-прагматическая, эффективная и практическая основа управленческой деятельности. Это конкретная производительная и политическая сила, позволяющая добиваться весьма значительных, устойчивых результатов.

Для применения этой силы требуется политическая воля и стратегическое мышление.