Ментальная карта Омска
С помощью платформы "Где-Где!?" омичи отмечали на онлайн-карте территории, которые им нравятся и не нравятся, а также указывали подцентры и ориентиры.
Ментальная карта
Ментальная карта или карта восприятия городской среды – это отражение эмоционального отношения горожан к территории, позволяющее выявить неформальные районы и выявить критерии оценки качества городской среды.

Ментальная карта Омска построена на основе данных, полученных в ходе исследования и включающих в себя:

1. Обработанные данные ГИС «Где-Где?!» – интерактивной платформы, созданной специально для изучения восприятия городской среды.
2. Результаты экспертного опроса, который был направлен на выявление ментальных закономерностей в восприятии территории города.
3. Данные исторического и социокультурного анализа.
4. Результаты проектных сессий по оценке восприятия среды.
5. Данные открытых ГИС, позволяющих в открытой коллаборативной форме отражать представление жителей о городской среде.
6. Публичные данные ГИС, отражающих предпринимательскую и социальную активности, а также физические особенности территории.
Карта содержит три слоя:
1. Эмоциональное восприятие городской среды и границы неформальных районов.
Этот слой отражает оценку жителями территорий города. Работая с ГИС «Где-Где!?» горожане отмечали на карте границы неформальных районов, основываясь на собственном представлении об общности той или иной территории, и дают выделенному району оценку. В результате, оценки формируют тепловую карту, содержащую эмоциональное восприятие и границы неформальных районов, которые скорректированы, на основе данных о физических и технических особенностях и о функциональном наполнении территории.
2. Названия неформальных районов
Самоназвания территорий города или народные топонимы – один из интересных феноменов постсоветского города. Смешение трех абсолютно разных эпох освоения территорий и трех кардинально отличающихся друг от друга культур отражаются в городской среде и закрепляются в виде удивительных топонимов, происхождение которых порой загадочно и не понятно для представителей разных социальных слоев.
3. Городские ориентиры
Ментальное восприятие города связанно прежде всего с навигацией, с возможностью ориентации в городе. Формальное или планировочное решение чаще всего не отражает реального положения. Жители, определяя для себя городские ориентиры, формируют собственное пространство, позволяющее им поделить город на соразмерные районы и спроектировать модель города в сознании.